Консультация для родителей
АДАПТАЦИЯ
Живя в семье в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребенка постепенно приспосабливается к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребенка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему – либо изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Так, поведение ребенка в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
- Нарушение аппетита ( отказ от еды или недоедание)
- Нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- Повышение температуры тела
- Изменение характера стула
- Нарушение некоторых приобретенных навыков (ребенок перестает проситься на горшок, его речь затормаживается и другое)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по – разному: одни в первый, день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателя, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определенные группы, к которым принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребенок, будет строиться работа с ним.
ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ РОДИТЕЛИ:
- Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.
- Неформальное посещение детского сада, т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, как весело и хорошо другим деткам в детском саду.
- Так как каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами 2-3 дня.
- В первые дни ребенок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.
- Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок, игр. Это позволяет наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
- Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новом ситуации.
- Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребенок.
- Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детском учреждение оказывает отсутствие единства системы воспита-ния в семье и в детском саду.
НЕОБХОДИМО:
- До приема выяснить режим, применяемый в семье индивидуальные особенности поступающего ребенка;
- В первые дни не нарушать, имеющие у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни;
- Приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать.
Сразу хочется отметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоравливания, ребенку приходится привыкать заново. Не следует беспокоится, глядя на ребенка подруги, который с первых дней вошел в новую среду без особых осложнений. Не забывайте все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Мы думаем, что с вашей помощью мы найдем ключик к каждому ребенку.
ТРИ АДАПТАЦИОННЫЕ ГРУППЫ
Эмоциональное состояние |
Деятельность |
Отношения со взрослым |
Отношения с детьми |
Речь |
Потребность в общении |
Слезы, плач |
Отсутствует |
Отрицательные (ребенок не воспринимает просьб воспитателя) |
Отрицательные |
Отсутствует или связана с воспоминанием о близких |
Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе |
Неуравнове- шенный заплачет, если рядом нет взрослого |
Наблюдение, подражание взрослым |
Положительные по инициативе воспитателя |
Отсутствуют или положительные |
Ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых) |
Потребность в общении со взрослыми, в сотруднич. с ним и получении от него сведений об окружении |
Спокойное, уравновешенное |
Предметная деят-ть или сюжетно-ролевая игра |
Положительные по инициативе ребенка |
Положительные |
Инициативная (сам обращается ко взрослым и детям) |
Потребность в общении со взрослыми |
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ.
№ п/п |
Мероприятия |
Рекомендации родителям (при приёме заявления) |
Детский сад (период адаптации) |
1 |
Режим дня дома и вдетском саду |
Максимально приблизить к режиму детского сада |
Время пребывания в ДОУ по возможности сократить |
2 |
Питание |
Использовать набор продуктов по возрасту. Привить навыки самостоятельной еды. |
При необходимости сохранить привычный способ питания на период адаптации.Не кормить насильно. |
3 |
Гимнастика ифизические упражнения |
Ознакомившись с элементарными приёмами развития движений детей, проводить упражнения дома |
Проводить занятия соответственно возрасту.Составить специальный комплекс для выполнения упражнений дома. |
4 |
Гигиенические процедуры |
Научить ребёнка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры |
Продолжать учить ребёнка самообслуживанию |
5 |
Закаливание |
Закаливать малыша с учётом группы здоровья(познакомиться заранее с методикой) |
Постепенно вводить малыша в систему закаливания |
6 |
Воспитательные воздействия |
Проводить игровые занятия по возрасту. Особое внимание уделить развитию у детей умению занять себя. |
Проводить занятия, соответствующие возрасту и развитию ребёнка, при отсутствии у негативной реакции. |
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПООЩЕРЯТЬ ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ !
« Дай конфетку!» - просит малыш. Даже не просит, а требует. И не какие уговоры, - что скоро обед, что испортится аппетит или заболят зубки – не помогают. Ребёнок начинает злиться, кричать, топать ногами, а иногда падает на пол и бьётся в истерике…
Сохранить спокойствие в подобной ситуации бывает ох, как не просто!
НЕТ ЗРИТЕЛЕЙ – НЕТ «СПЕКТАКЛЯ»!
Маленькие дети ещё не умеют контролировать собственные эмоции, поэтому их реакция иногда может быть не предсказуемой, и задача взрослых помочь ребёнку справится с ситуацией. Это касается именно детских скандалов. Если истеричному ребёнку вовремя не помочь, подобные сцены могут перерасти из безобидного «спектакля» в стойкую привычку, и малыш начнёт постоянно добиваться своего криком и слезами. Чтобы исправить поведение несговорчивого капризули, родители не должны поддаваться на такие провокации. Не спешите бросаться к ребёнку с объятиями, ахать – охать, поднимать его с пола, прижимать к груди или, того хуже, совать злосчастную конфету – лишь бы крошку успокоился. Столкнувшись с детской истерикой, правильнее всего сделать вид, что ничего особого не произошло. Закатив родным сцену, дети обычно хотят произвести впечатление и добиться от них желаемого. Любой ребёнок – маленький актёр, которому для хорошей игры нужны зрители и их положительная реакция. А нет зрителей – нет и «спектакля»! Парадоксально, но лучшее «лекарство» о детских истерик – показное безразличие. Пусть мама, как ни в чём не бывало, продолжит заниматься своими делами или просто выйдет из комнаты в момент истерики, оставив малыша наедине с его капризами. Они тут же иссякнут. Когда малыш видит, что «сцена» не произвела ожидаемого эффекта, он быстро потеряет к ней интерес. И наоборот – положительная реакция на истерики даст малышу понять, что таким поведением он сможет добиться чего угодно!
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки », « Сорока-белобока », « Коза рогатая ».
Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.