Пятница, 26.04.2024, 18:33



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главное
Фотоальбомы
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация по адаптации

                                                           Консультация для родителей

АДАПТАЦИЯ

Живя в семье в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к         условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребенка постепенно приспосабливается к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребенка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему – либо изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Так, поведение ребенка в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация  к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и  временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • Нарушение аппетита ( отказ от еды или недоедание)
  • Нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • Повышение температуры тела
  • Изменение характера стула
  • Нарушение некоторых приобретенных навыков (ребенок перестает проситься на горшок, его речь затормаживается и другое)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по – разному: одни  в первый, день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателя, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определенные группы, к которым принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребенок, будет строиться работа с ним.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ РОДИТЕЛИ:

  1. Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада, т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, как весело и хорошо другим деткам в  детском саду.
  3. Так как каждый  поступивший ребенок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами 2-3 дня.
  4. В первые дни ребенок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок, игр. Это позволяет наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новом ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребенок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детском учреждение оказывает отсутствие единства системы воспита-ния в семье и в детском саду.  

НЕОБХОДИМО: 

  • До приема выяснить режим, применяемый в семье индивидуальные особенности поступающего ребенка;
  • В первые дни не нарушать, имеющие у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни;
  • Приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать.

Сразу хочется отметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоравливания, ребенку приходится привыкать заново. Не следует беспокоится, глядя на ребенка подруги, который с первых дней вошел в новую среду без особых осложнений. Не забывайте все  дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Мы думаем, что  с вашей помощью мы найдем ключик к каждому ребенку.

  ТРИ АДАПТАЦИОННЫЕ ГРУППЫ      

Эмоциональное состояние

Деятельность

Отношения со взрослым

Отношения с детьми

Речь

Потребность в общении

Слезы, плач

Отсутствует

Отрицательные

(ребенок не воспринимает просьб воспитателя)

Отрицательные

Отсутствует или связана с воспоминанием о близких

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе

Неуравнове-

шенный заплачет, если рядом нет взрослого  

Наблюдение, подражание взрослым

Положительные

по инициативе воспитателя

Отсутствуют или положительные

Ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых)

Потребность в общении со взрослыми, в сотруднич. с

ним и получении от него сведений об окружении

Спокойное, уравновешенное

Предметная деят-ть или сюжетно-ролевая игра

Положительные

по инициативе ребенка

Положительные

Инициативная (сам обращается ко взрослым и детям)

Потребность в общении со взрослыми

 

     

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ.

№ п/п

Мероприятия

Рекомендации родителям (при приёме заявления)

Детский сад (период адаптации)

1

Режим дня дома и в

детском саду

Максимально приблизить к режиму детского сада

Время пребывания в ДОУ по возможности сократить

2

Питание

Использовать набор продуктов по возрасту. Привить навыки самостоятельной еды.

При необходимости сохранить привычный способ питания на период адаптации.Не кормить насильно.

3

Гимнастика и

физические упражнения

Ознакомившись с элементарными приёмами развития движений детей, проводить упражнения дома

Проводить занятия соответственно возрасту.

Составить специальный комплекс для выполнения упражнений дома.

4

Гигиенические процедуры

Научить ребёнка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры

Продолжать учить ребёнка самообслуживанию

5

Закаливание

Закаливать малыша с учётом группы здоровья(познакомиться заранее с методикой)

Постепенно вводить малыша в систему закаливания

6

Воспитательные

воздействия

Проводить игровые занятия по возрасту. Особое внимание уделить развитию у детей умению занять себя.

Проводить занятия, соответствующие возрасту и развитию ребёнка, при отсутствии у негативной реакции.

 

       ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ  ПООЩЕРЯТЬ  ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ !

 

« Дай конфетку!» - просит малыш. Даже не просит, а требует. И не какие уговоры, - что скоро обед, что испортится аппетит или заболят зубки – не помогают. Ребёнок начинает злиться, кричать, топать ногами, а иногда падает на пол и бьётся в истерике…

Сохранить спокойствие в подобной ситуации бывает ох, как не просто!

 

НЕТ ЗРИТЕЛЕЙ – НЕТ «СПЕКТАКЛЯ»!

Маленькие дети ещё не умеют контролировать собственные эмоции, поэтому их реакция иногда может быть не предсказуемой, и задача взрослых помочь ребёнку справится с ситуацией. Это касается именно детских скандалов. Если истеричному ребёнку вовремя не помочь, подобные сцены могут перерасти из безобидного «спектакля» в стойкую привычку, и малыш начнёт постоянно добиваться своего криком и слезами. Чтобы исправить поведение несговорчивого капризули, родители не должны поддаваться на такие провокации. Не спешите бросаться к ребёнку с объятиями, ахать – охать, поднимать его с пола, прижимать к груди или, того хуже, совать злосчастную конфету – лишь бы крошку успокоился. Столкнувшись с детской истерикой,  правильнее всего  сделать вид, что ничего особого не произошло. Закатив родным сцену, дети обычно хотят произвести впечатление и добиться от них желаемого. Любой ребёнок – маленький актёр, которому для хорошей игры нужны зрители  и их положительная реакция. А нет зрителей – нет и «спектакля»! Парадоксально, но лучшее «лекарство» о детских истерик – показное безразличие. Пусть мама, как ни в чём не бывало, продолжит заниматься своими делами или просто выйдет из комнаты  в момент истерики, оставив малыша наедине с его капризами. Они тут же иссякнут. Когда малыш видит, что «сцена» не произвела ожидаемого эффекта, он быстро потеряет  к ней интерес. И наоборот – положительная реакция на истерики даст малышу понять, что таким поведением он сможет добиться чего угодно! 

 

 

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

 В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки », « Сорока-белобока », « Коза рогатая ».

Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться.

  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.